Логоритмика и запуск речи.
В настоящее время задержка речевого развития детей-дошкольников становится особенно значимой. Токсикоз в период беременности и болезни, сопровождающиеся нарушениями речи, влекут отставание в развитии. Формирование звукового строя языка у дошкольников при нормальном развитии заканчивается к 4-5 годам. Но иногда процесс затягивается. Все чаще можно наблюдать детей, у которых в 2-3года не произносятся многие звуки, присутствует «жестовая» речь.
В нашем детском центре «Планета речи» разработана программа, направленная на «запуск» речи «Буду говорить». Что в неё входит:
-упражнения для развития речевого аппарата и речевого выдоха;
- артикуляционные упражнения для укрепления мышц языка и губ;
- игры с дидактическим материалом для пополнения пассивного словаря;
- игры на развитие слухового восприятия (пособие О.Суховой «Слушать интересно»);
- пальчиковые игры и пальчиковый массаж;
-игры на развитие мелкой и крупной моторики, тренировка моторного планирования.
Для наиболее эффективной и успешной работы мы рекомендуем включить в программу коррекции занятия по логоритмике «Речецветик».
Логоритмика – слово, движение, музыка. Цель данной программы – преодоление речевого нарушения у детей с помощью развития и коррекции музыкально-ритмической деятельности.
Выделим два основных направления:
1. Развитие неречевых процессов:
- ориентация в пространстве;
- координация движений;
- развитие темпа и ритма;
- активация всех видов памяти и внимания.
2. Развитие речевых процессов:
- координация речи с движением;
- развитие дыхания и голоса;
- интонационная выразительность;
- развитие артикуляции и мимики;
- формирование фонематического слуха.
К проведению логоритмического занятия предъявляются определенные требования:
- занятие проводит логопед (используя музыкальные методики ведущих специалистов);
- длительность занятия 35-40 минут (учитывается возраст детей);
- план занятия составляется с опорой на лексические темы;
- в сюжете занятия используются литературные произведения (сказки, рассказы), соответствующие возрасту детей.
Мы считаем, что логопедическая ритмика очень полезна всем детям, имеющим проблемы в становлении речи, с нежеланием говорить («речевой негативизм»), т.к. занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивируют к выполнению логопедических упражнений, к активной музыкально-ритмической деятельности.
В результате прохождения комплексной («Буду говорить» и «Речецветик») программы у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Регулярные занятия способствуют нормализации речи ребенка, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.