В настоящее время задержка речевого развития детей-дошкольников становится особенно значимой. Токсикоз в период беременности и болезни, сопровождающиеся нарушениями речи, влекут отставание в развитии. Формирование звукового строя языка у дошкольников при нормальном развитии заканчивается к 4-5 годам. Но иногда процесс затягивается. Все чаще можно наблюдать детей, у которых в 2-3года не произносятся многие звуки, присутствует «жестовая» речь. В нашем детском центре «Планета речи» разработана программа, направленная на «запуск» речи «Буду говорить». Что в неё входит: -упражнения для развития речевого аппарата и речевого выдоха; - артикуляционные упражнения для укрепления мышц языка и губ; - игры с дидактическим материалом для пополнения пассивного словаря; - игры на развитие слухового восприятия (пособие О.Суховой «Слушать интересно»); - пальчиковые игры и пальчиковый массаж; -игры на развитие мелкой и крупной моторики, тренировка моторного планирования.
Для наиболее эффективной и успешной работы мы рекомендуем включить в программу коррекции занятия по логоритмике «Речецветик». Логоритмика – слово, движение, музыка. Цель данной программы – преодоление речевого нарушения у детей с помощью развития и коррекции музыкально-ритмической деятельности. Выделим два основных направления: 1. Развитие неречевых процессов: - ориентация в пространстве; - координация движений; - развитие темпа и ритма; - активация всех видов памяти и внимания. 2. Развитие речевых процессов: - координация речи с движением; - развитие дыхания и голоса; - интонационная выразительность; - развитие артикуляции и мимики; - формирование фонематического слуха. К проведению логоритмического занятия предъявляются определенные требования: - занятие проводит логопед (используя музыкальные методики ведущих специалистов); - длительность занятия 35-40 минут (учитывается возраст детей); - план занятия составляется с опорой на лексические темы; - в сюжете занятия используются литературные произведения (сказки, рассказы), соответствующие возрасту детей. Мы считаем, что логопедическая ритмика очень полезна всем детям, имеющим проблемы в становлении речи, с нежеланием говорить («речевой негативизм»), т.к. занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивируют к выполнению логопедических упражнений, к активной музыкально-ритмической деятельности. В результате прохождения комплексной («Буду говорить» и «Речецветик») программы у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Регулярные занятия способствуют нормализации речи ребенка, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.